официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации

Портал "Образование Архангельской области"

федеральный портал "Российское образование"

информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"

единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Госуслуги



Функциональная грамотность



ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.

Основные документы

Дорожная карта по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся МОУ "Приводинская СОШ" на 2021-22 уч.год и последующие годы смотреть


В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

1. Читательская грамотность
Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

​2. Естественно-научная грамотность​
Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями

3. Математическая грамотность​
Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты

4. Финансовая грамотность​
совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

5. Креативное мышление
способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

​6. Глобальные компетенции
сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем​

Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности:

Читательская грамотность

Математическая грамотность

Финансовая грамотность

Естественнонаучная грамотность

Банк заданий для начальной школы

Методические рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности:

Методические рекомендации СИПКРО для педагогов по формированию функциональной грамотности.
Методические рекомендации для учителей и родителей
Рекомендации по формированию читательской грамотности
Сборник информационных материалов по формированию функциональной грамотности для учителя.
Функциональная грамотность для педагога.
Полезные ресурсы
Функциональная грамотность школьников
Общие подходы к формированию функциональной грамотности. Виды функциональной грамотности. Банк заданий. Полезные ресурсы
Мониторинг формирования функциональной грамотности обучающихся

Демонстрационные материалы ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»
Центр оценки качества образования ИСРО РАО
СИПКРО. Функциональная грамотность обучающихся
Примеры открытых заданий по функциональной грамотности PISA
Примеры открытых заданий по математической грамотности PISA
Примеры открытых заданий по естественнонаучной грамотности PISA
Примеры открытых заданий по финансовой грамотности PISA
Примеры открытых заданий по читательской грамотности
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук»
СИПКРО
Издательство «Просвещение»
Банк тестов
Московский центр качества образования
Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник